A
A
A

Жизнь после смерти

— Насколько достоверно откровение блаженной Феодоры о мытарствах? Если оно истинно, зачем гадать о вечности мук или о Страшном суде, если есть конкретное откровение ученика Григория об этом?

Ответ: Правильно, о таких вещах гадать нельзя. Нужно внимательно посмотреть, что говорят по этому вопросу святые Отцы. Если интересуетесь, можете прочесть их высказывания на моем сайте alexey-osipov.ru в книге “Бог”, раздел “Бессмертие”.

В отношении же видения блаж. Феодоры, например, схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания; вот в них, т. е. в Святом Писании, каждое слово боговдохновенно».

— У нас с супругом этим летом умер сыночек Ванечка. В конце мая друзья пригласили нас с детьми на дачу. В какой-то момент взорвался пластмассовый баллон с жидкостью для розжига костра, и на Ванечке загорелась одежда. Ванечка, абсолютно здоровый спортивный 8-летний мальчик, получил ожоги 75% тела. 25 дней он был в реанимации, перенёс несколько операций, но ничего не помогло. До конца жизни мы будем винить себя в том, что не досмотрели, не уберегли сыночка. Как нам жить дальше?

Ответ: Грешно мучить себя ложными самообвинениями. Ванечка уже ДОМА. Господь сказал: “Таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19: 14). Какое благо для него, что ему теперь не грозят земные несчастья, он не проведёт свою жизнь и не умрёт, неизвестно, как, и не попадёт, неизвестно, куда. Он ваш предшественник. Постарайтесь подготовиться, чтобы без стыда встретиться с ним.

— Что будет в жизни вечной с нехристианами, например, с буддистами?

Ответ: Я слышал, что какой-то Осипов написал книгу «Из времени в вечность: посмертная жизнь души». Видимо, он там был, все видел, посмотрел, кто где находится, и вернулся, кстати, крайне удивленным тем, что в самом нижнем отделении преисподней, находится множество православных, да еще каких. Он спросил тамошнего заведующего этим отделением: как это понимать, почему здесь крещеные, причащенные православные? А тот ответил: они знали, как правильно жить, Сам Бог открыл им, но они лукавили и жили хуже нехристиан. Так, пусть теперь и посидят у нас в этом престижном месте. Не будем гадать о судьбе кого бы то ни было. Оставим суд Богу. Мы не знаем состояния души ни одного человека. Есть Судья истинный, Который есть любовь. И Он сказал: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в...

Подробнее...

— В одной из статей автор пишет, что пятый вселенский Собор постановил: все кто учит или проповедует конечность ада и мучений будут преданы анафеме. В лекции «О геенне» (МДА, 2008) Ваш ответ на вопрос о конечности ада понятен. Где же истина?

Ответ: Когда Вы слушали лекцию, то могли обратить внимание на то, что ни один из святых Отцов, которые писали о конечности вечных мучений, не был осужден ни Пятым, ни каким-либо другим Собором. О самой же анафеме, содержащейся в послании имп. Юстиниана патриарху Мине, известный историк А.В. Карташев писал: «Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора» (Вселенские соборы. М. 1994. С. 354). Следовательно, эта анафема касается только оригеновского учения о конечности мучений, которое говорит, что грешники, перенеся адские муки, вновь станут чистыми бестелесными умами, какими они будто бы и были созданы, но согрешив, были посланы в смертные тела. Святые же Отцы, исходя из библейского Откровения, учили, что человек создан с телом и душой и, очистившись от страстей, останется по-прежнему духовно-телесным, но уже совершенным, прекрасным, святым.  Утверждение же...

Подробнее...

— В какое время души покойных людей проходят мытарства, можно ли  помочь оставшимся на одном из мытарств?

Ответ: Только здесь мы живем во времени,  после кончины человек переходит в иное бытие, которое именуется вечностью. Но вечность – это не время. И мы говорим о трех, девяти, сорока днях состояния души применительно к земному времени, но не к вечности. Там всё не так! Церковь, говоря о днях, призывает нас хотя бы в течение этого времени взяться за себя, хотя сорок дней побыть христианами, то есть провести их по-христиански ради усопшего: примириться с обиженными, помочь нуждающимся, чаще ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Ибо нужно понимать, что все мы, живые и усопшие, составляем одно тело, и наше духовное состояние будет иметь очень большое значение для душ наших усопших. Мы можем помочь им, и это одна из радостных истин христианской веры.

— Уважаемый Алексей Ильич, прокомментируйте, пожалуйста, выступление ваших оппонентов, обвиняющих вас в возрождении Оригеновской ереси, ереси о временности адских мук. Первое: существует ли консенсус патрум по этому вопросу? Второе: что из высказывания святых отцов можно считать частным мнением, а что учением Церкви? Третье: как эти высказывания согласуются с определениями Собора, осудившего ересь Оригена?

Ответ: Посмотрите, что пишут апостолы. Зачитываю. Петр: "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал…… некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению… во дни Ноя" (1Петр.3;19-20). Иоанн Богослов: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2,2). Павел: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать…… (Рим.11; 32); мы упо­ваем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4,10); Христос за...

Подробнее...

— Как встретить смерть мужественно, не боясь боли и не впадая в панику и отчаяние? Мне говорят: «Тебе в твоём возрасте (17 лет) ещё рано думать о смерти и читать духовную литературу», — но я так не думаю, потому что никто не знает, что может случиться завтра. Родные запрещают мне читать духовные книги (И. Брянчанинова, Н. Воробьёва). Стоит ли мне убеждать их, что это полезно, или же нужно читать, вопреки тому, что они говорят, не обсуждая с ними эту тему?

Ответ: Поскольку наш Бог есть Любовь, то и кончина наша будет наилучшей. Поэтому беспокоиться по поводу смерти — грех. Нужно просто жить по совести и по Евангельским заповедям. Книги понемножку читай и старайся не раздражать родителей. Стремись жить со всеми в мире.
Смотрите также интервью А.И. Осипова 9 вопросов о смерти, Что такое вечность, Зачем живет человек

— Мне не даёт покоя такой вопрос. Понятно, что родственники самоубийц должны мучиться всю оставшуюся жизнь. Им нельзя молиться за них, ставить свечи, ходить в церковь и просить Бога об их прощении. Эти люди удаляются от Церкви, и мне их жаль. Скажите, есть ли какая-либо надежда, утешение для этих родственников? Или им так и жить с этим тяжёлым знанием, что их родственник из-за самоубийства попадёт в ад, и никакой помощи нет и быть не может?

Ответ: Бог видит, что Ваш родственник совершил это по неразумию, душевной слабости и полному непониманию христианства. Он, как слабая ветка, обломится под тяжестью своего переживания. Но Бог любит каждого человека неизмеримо больше, чем мы любим друг друга, даже чем мать любит своего ребёнка. Поэтому можно быть уверенным, что Бог оценит этот поступок совсем не по нашим земным меркам. Вам необходимо и умом, и сердцем понять, что, хотя Ваш родственник ушёл из жизни столь трагично, но не навсегда, и отчаиваться грешно. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных… несть бо лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 11). (Прочтите книгу «Посмертная жизнь души» на сайте alexey-osipov.ru). Молиться Вам за него можно и нужно. Молитесь и о своих грехах, ибо только чистотой нашей христианской жизни мы действительно можем...

Подробнее...

— Что происходит с душой животного после его смерти, куда попадает душа преданных животных, домашних питомцев и как можно помочь их душе?

Ответ: Апостол Павел пишет, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:21). Следовательно, мы вновь и в неизмеримо высшем и лучшем состоянии будем в общении с ними. Души их так сказать засыпают при смерти и в помощи они не нуждаются, поскольку, не имея той нравственной свободы, которая присуща человеку, не несут и ответственности.

Можно ли как-то помолиться или договориться с Богом или ангелами, чтобы после смерти совсем не жить и не существовать? Мне эта жизнь кажется совершенно бессмысленной и неинтересной. В раю живут ангелы, и, как по мне, живут скучно, без каких-либо потребностей и страстей, без желаний. Они не женятся и замуж не выходят. Это тоска зелёная. А там же времени нет, там вечность, и я вечно в этой скуке жить не хочу. В ад, сами понимаете, тоже неохота. Если есть какой-то вариант, чтобы после смерти всё навсегда прекратилось, так как в судном дне и в воскрешении я участвовать не хочу, то как мне это сделать? Как убить тело, мне понятно — оно само умрёт, а вот как убить душу? Мне 27, жизнь мне неинтересна. Представляю, что в этой тоске жить мне ещё долго, а потом ещё жить в огне или скучать вечно, и такие перспективы мне неинтересны. И если уж Он дал нам свободу выбора, я выбираю своё полное отсутствие в Его вселенной, да и вообще. Как это сделать?

Ответ: Тот человек, который хотя один раз испытал огромное наслаждение, знает, что готов отдать всё за то, чтобы ещё и ещё пережить это состояние. Об этом состоянии пишет апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2: 9). Так что нельзя поддаваться настроению и делать выводы из незнания. Начни жить по Евангелию, не допуская ничего дурного и грязного ни телом, ни мыслью, ни душой (чувством), стремясь жить по совести, исповедуясь и причащаясь, читая вместе с Евангелием письма игумена Никона, схиигумена Иоанна Валаамского, и уверен, что в скором времени получишь успокоение в душе, а затем постепенно и понимание того, что человек создан для блаженства, а не для смерти.