A
A
A

Любовь. Брак. Семья

— Как должен решиться вопрос о сохранении брака, если муж и жена разных культур и вероисповеданий?

Ответ: Если эти различия не разрушают мир в семье, то сохранять брак. Ибо главное – это психологическая совместимость. И наоборот, посмотрите, сколько людей с одной культурой и одной верой не могут жить вместе!

— Возможно ли суррогатное материнство? В каких случаях?

Ответ: Суррогатное материнство противоестественно, то есть ненормально. А от ненормальности ждать нормального неразумно. В любой момент в цепи событий такой жизни можно ожидать самых нежелательных сбоев. Во многих случаях для самой матери ребёнок в результате оказывается чем-то вроде купленной игрушки. Но игрушка скоро окажется человеком и заявит о себе… Нельзя в таких вопросах рассчитывать на авось или на чудо.

— Как относиться к бездетности? Допустимо ли ЭКО, при котором убивается несколько эмбрионов и которое наносит огромный вред здоровью женщины?

Ответ: В самом вопросе уже звучит ответ. Если бесплодие не грозит женщине опасностью, а использование ЭКО чревато многими заболеваниями и для неё, и для будущего ребёнка, то каков вывод? В христианстве грехом является всё то, что вредит человеку, его телу, душе, его духу. И если в результате ЭКО вероятность повреждения организма женщины и угроза здоровью детей настолько велики, то ответ очевиден. Идти на такой риск равносильно тому, чтобы прыгнуть со второго этажа в надежде на авось. Но нет добра без рассуждения, говорят святые. Использование ЭКО – одна из печальных иллюстраций нарушения этого мудрого закона. По данным председателя исполкома Союза педиатров России, академика РАН и РАМН  профессора А.А. Баранова, 75% детей, рождённых в результате ЭКО, являются инвалидами. «Более того, – пишет он, – Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку,...

Подробнее...

— Вопрос почти интимный, но он касается очень многих семей. Допустима ли в христианской семье контрацепция, в том числе гормональная?

Ответ: В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года, аборт и средства, обладающие абортивным действием, осуждаются как грех. «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зародившейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя». Однако, отмечается далее, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (XII. Проблемы биоэтики. §3). Кроме того, необходимо знать, что гормональные противозачаточные средства отрицательно воздействуют на организм женщины, приводят её здоровье к различным осложнениям и могут служить причиной тяжёлых и неизлечимых заболеваний, в том числе онкологических, и подвергают женщину риску бесплодия (статистика за 2013 год говорит, что в России каждая шестая- седьмая семья бесплодна. Одна из основных причин бесплодия – гормональная контрацепция). При приёме этих средств существует риск возникновения тяжёлых...

Подробнее...

— Есть ли сущностное различие между путями спасения в монашестве и браке?

Ответ: Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян. Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение. Хотя, конечно, возможности...

Подробнее...

— Как приблизиться к монашескому деланию, находясь в супружестве?

Ответ: Это возможно только при обоюдном искреннем стремлении к молитве, чтению святых отцов, уединению, максимальному отказу от житейских попечений (например, будучи на пенсии). Ещё раз повторю мысль святителя Игнатия: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Заповеди Евангелия одинаковы для всех: и мирян, и монахов.

Поэтому начинать нужно с праведной христианской жизни в супружестве – с жизни по евангельским заповедям, в покаянии в своих «фокусах», в борьбе со своим «я». Ибо, по мнению многих мудрых наставников, в супружестве по сравнению с монашеством даже более благоприятные условия для познания себя, своего эгоизма, гордости, самолюбия, упрямства, лености и прочего – познания, без которого ни о какой духовной жизни ни монаха, ни мирянина не может быть и речи.

Так, познавая себя в супружестве, смиряясь, можно стать и монахом – не по форме, а по содержанию.

— На что обратить внимание при воспитании детей в семье священника? Понятно, что воспитание в духовной семье – это большое преимущество для ребенка, но может быть есть и какие-то подводные камни, на которые стоит обратить внимание?

Ответ: - Апостол Павел пишет, что священником может быть только тот, кто хорошо и правильно управляет своим домом. А если он домом не умеет управлять, как он тогда может управлять общиной, какие он может давать советы? О том, как правильно воспитывать детей, достаточно внимательно почитать послания этого апостола: там даны все рекомендации, как должен священник вести себя по отношению к детям, и какими должны быть дети. А если детям будет дана та свобода, которую сегодня пропагандирует западная ювенальная юстиция, полностью отменяя наказания, то мы из детей воспитаем не людей, не христиан, а эгоистов-господ, рабами которых в первую очередь явятся родители. Сам Господь поэтому предупредил: И восстанут дети на родителей и убьют их.
- Многие священнические семьи многодетные. Давайте поговорим о воспитании детей в большой семье. Часто мы, православные журналисты, рисуем многодетность как панацею от всех педагогических проблем, но на...

Подробнее...

— В последнее время, а именно на протяжении последних трёх месяцев, жена стала все меньше находиться дома. Она задерживается на работе, после работы, с её слов, выпивает в баре с подругами, чтобы снять стресс и усталость после тяжёлой работы бухгалтера, возвращается домой после 12 часов ночи. Я стараюсь не обделять жену вниманием, дарю цветы, жалею её. Но мне кажется, что я подкаблучник. Как мне поступать, что мне делать дальше?

Ответ: Судя по всему, Вы действительно за 12 лет совместной жизни позволяли жене слишком много. И Вы очень виноваты в сложившейся ситуации. Поэтому до тех пор, пока она руководит Вашим поведением, а не Вы ее, не сможете  изменить ее поведение. Никакие средства Вам не помогут, пока Вы не станете главой семьи. Ваша жена сейчас конь без узды. Тем более, что бюджетом и своим, и, наверное, Вашим (хотя бы и не прямо) распоряжается она. Ей грозит окончательный алкоголизм и все его последствия.

Что означают слова, что мужчина должен быть в семье «силой, но разумной»?

Что значит мужчина должен быть в семье "сила, но разумная"? То есть он должен быть не ногами жены, а главой семьи, твердым руководителем и поступать по разуму, а не по страстям: самомнению, гневу, властолюбию: “что хочу, то и творю”.

— Почему Церковь называет аборт грехом?

Ответ: Потому, что грех - это рана, которую человек наносит себе. И верующий особенно остро ощущает, как грех ранит и угнетает душу. Аборт для верующей женщины означает сознательный шаг против совести и конфликт с Богом, что влечёт за собой не только ожидание самых различных бедствий в этой жизни, но и переживание неизбежности посмертных страданий. Так убийство собственного ребёнка может отравить всю жизнь.

— Верно ли, что мой первый брак будет «аннулирован», когда я получу благословение на второй брак и обвенчаюсь во второй раз?

Ответ: Если развелись, то брак тем самым уже аннулирован. И никаких развенчаний не требуется. Можете вступать во второй брак.