A
A
A

30:00
Поделиться
Скачать лекцию в форматах:
  • 1 страница
    • 1 страница
    • 2 страница
    • 3 страница
    • 4 страница
    • 5 страница
    • 6 страница
    • 7 страница

Почему православие?

Познаете истину,
и истина сделает
вас свободными.
Ин. 8:32

Христианство в своей истории, как и все мировые религии, претерпело расколы и разделения, которые образовывали новые формации, подчас существенно искажавшие изначальную веру. Наиболее серьезными и известными среди них явились католицизм, отколовшийся от Православных Церквей в XI веке, и протестантизм XVI-го столетия, возникший в Католической Церкви. Церкви Византийской империи (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская), в Грузии, на Балканах и в России традиционно называются Православными.

Что по существу отличает Православие от других христианских конфессий?

1. Святоотеческий фундамент

Главнейшей характеристикой Православия является его вера, что истинное понимание Священного Писания и любой истины веры и духовной жизни возможно только при условии строгого следования учению святых Отцов. О значении святоотеческого учения для понимания Писания прекрасно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не сочти для себя достаточным чтения одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы: чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским1». Это положение рассматривается в Православии как основополагающий критерий и в оценке истинности любой церкви, называющей себя христианской. Твердость в сохранении верности святым Отцам дала возможность Православию сохранить неповрежденным изначальное христианство на протяжении двух тысячелетий.

Иная картина наблюдается в инославных исповеданиях.

2. Католицизм

В католичестве с самого его отпадения от Православия и до настоящего времени истиной в последней инстанции являются определения Римского папы ex cathedra2, которые «сами по себе, а не с согласия церкви неизменны» (то есть истинны). Папа наместник Христа на земле, и несмотря на то, что Христос прямо отказался от какой-либо власти, папы всю историю боролись за политическую власть в Европе, и по настоящее время являются абсолютными монархами в государстве Ватикан. Личность папы по католическому вероучению стоит над всеми: над соборами, над Церковью, и он по своему усмотрению может изменять в ней всё, что угодно.

Ясно, какую огромную опасность таит в себе такой вероучительный догмат, когда любые истины веры, принципы духовной, нравственной и канонической жизни Церкви во всей полноте ее состава определяются, в конечном счете, одним человеком, независимо от его духовного и нравственного состояния. Это уже не святая и соборная Церковь, но светская абсолютистская монархия, которая и породила соответствующие плоды своей омирщённости: материализм и атеизм, приведя Европу в настоящее время к полной дехристианизации и возвращению к язычеству.

Насколько глубоко поразила сознание верующих эта ложная идея непогрешимости папы, можно судить хотя бы по следующим высказываниям.

«Учитель Церкви» (высший разряд святых) Катарина Сиенская (XIV в.), заявляет правителю Милана о папе: «Даже если бы он был дьяволом во плоти, я не должна возносить главу против него»3.

Знаменитый богослов ХVI века кардинал Баллармин откровенно разъясняет роль папы в Церкви: «Если бы даже папа впал в заблуждение, предписывая пороки и запрещая добродетели, Церковь, если она не желает погрешить против совести, обязана была бы верить, что пороки – добро, а добродетели – зло. Она обязана считать за добро то, что он приказывает, за зло – то, что он запрещает»4.

Подмена в католицизме верности Отцам верностью папе привело к искажению учения Церкви не только в догмате о папе, но и в целом ряде других важнейших вероучительных истин: в учении о Боге, о Церкви, грехопадении человека, первородном грехе, о Боговоплощении, Искуплении, оправдании, о Деве Марии, сверхдолжных заслугах, чистилище, о всех таинствах5 и т. д.

Но если эти догматические отступления Католической церкви для многих верующих малопонятны, и потому менее влияют на их духовную жизнь, то искажение католицизмом учения об основах духовной жизни и понимания святости, принесло уже непоправимый вред всем искренним верующим, которые хотят спасения и попадают на путь прелести.


1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1.
2 Когда папа выступает как верховный пастырь церкви.
3 Антонио Сикари. Портреты святых. – Милан, 1991. – С. 11.
4 Огицкий Д. П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. – М., 1999. – С. 69–70.
5 Епифанович Л. Записки по Обличительному богословию. – Новочеркасск, 1904. – С. 6–98.

Достаточно несколько примеров из жизни великих католических святых, чтобы увидеть, к чему приводят эти искажения.

Одним из самых почитаемых в католицизме является Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосознание хорошо открывается из следующих фактов. Однажды Франциск усиленно молился «о двух милостях»: «Первая — это чтобы я... мог... пережить все те страдания, которые Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость... — это, чтобы... я мог почувствовать... ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий».

Невольно обращает на себя внимание сам мотив молитвы Франциска. Не чувство своего недостоинства и покаяния, а откровенные претензии на равенство с Христом движут им: все те страдания, ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий. Закономерен и результат этой молитвы: Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса»! Едва ли нужны комментарии по этому поводу. При этом у Франциска появились кровоточащие раны (стигматы) — следы «страданий Иисусовых»6.

Подобного в более, чем тысячелетней истории Церкви, у величайших святых не было. Само по себе это превращение достаточно свидетельствует об очевидной психической аномалии. О природе же стигмат хорошо известно в психиатрии. «Под влиянием болезненного самовнушения, - пишет психиатр А.А. Кирпиченко, - у религиозных экстатиков, живо переживающих в своем воображении казнь Христа, появлялись кровавые раны на руках, ногах, голове”7. Это явление чисто нервно-психического возбуждения, которое с действием благодати никак не связано. И очень печально, что Католическая Церковь принимает стигматы за что-то чудесное и божественное, обманываясь и вводя в заблуждение своих верующих. В таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о которой Господь сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21).

Подмена заповеданной Спасителем борьбы со своими страстями переживаниями мечтательной любви к Иисусу Христу, «состраданием» к Его мучениям является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни. Такое направление вместо познания своей греховности и покаяния приводила и приводит католических подвижников к самомнению – к прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. проповеди Франциска птицам, волку, горлицам, змеям, цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями).

А вот, что «Дух Святой» говорит блаженной Анжеле (†1309)8: «Дочь Моя, сладостная Моя,.. очень Я люблю тебя»: «Был  я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты». И такое открывает о себе Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее». Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа». Или: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть» — при этом она так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить ее из костела9.

Не менее ярким примером глубокого искажения в католицизме понятия о христианской святости является «Учитель Церкви» Катарина Сиенская (†1380). Вот несколько цитат из ее биографии, говорящих сами за себя. Ей около 20 лет. «Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом, и продолжала истово молиться Своему Господу Иисусу, повторяя ту прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной:  “Сочетайся со мной браком в вере!”»

«Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених, обнимая, привлекал ее к Себе, но потом взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное». «И смиренная девушка начала рассылать по всему свету свои послания, длинные письма, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей10.

«В письмах Екатерины бросается в глаза прежде всего частое и настойчивое повторение слов: “Я хочу”». «Некоторые говорят, что решительные слова “я хочу” она в состоянии экстаза обращала даже ко Христу».

К папе Григорию ХI она пишет: «Говорю вам от имени Христа... Ответьте на зов Святого Духа, к  вам обращенный». «А к королю Франции обращается со словами: “Творите волю Божию и мою”»11.

Еще одному «Учителю Церкви» Терезе Авильской (XVI в.) «христос» после многочисленных своих явлений говорит: «С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг». Тереза признается: «Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания». Перед смертью она восклицает: «О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!»12. Не случайно, известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал: «…ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством»13.

Яркой иллюстрацией ложного в католицизме представления о христианской любви и святости является ещё один «Учитель  Вселенской Церкви» Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), скончавшаяся в 23-летнем возрасте. Вот несколько цитат из ее духовной автобиографии «Повесть об одной душе».

6 Лодыженский М. В. Свет Незримый. – Прг., 1915. – С. 109.
7 А.А.Кирпиченко. //Психиатрия. Минск. “Вышайшая школа”.1989.
8 Откровения блаженной Анжелы. – М., 1918. – С. 95–117.
9 Там же.
10 Подобная же сверхспособность проявилась у оккультистки Елены Рерих, которой диктовал некто сверху.
11 Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. – Милан, 1991. – С. 11–14.
12 Мережковский Д. С. Испанские мистики. – Брюссель, 1988. – С. 69–88.
13 Джеймс В. Многообразие религиозного опыта /Пер. с англ. – М., 1910. – С. 337.

«Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой... Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой!» «В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью... тогда я буду всем... и через это моя мечта осуществится

Что это за любовь, об этом Тереза говорит откровенно: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: “Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки”. Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все ... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах»14.

Едва ли требуются комментарии к этому сладкому роману бедной девушки – Учителю (!) Католической церкви. Не она, как и ее многочисленные предшественницы, перепутала естественную, влекущую, возникающую безо всякого труда и присущую по природе всем тварям земным любовь с той, которая приобретается подвигом борьбы со страстями, падениями и восстаниями, происходящим отсюда сердечным покаянием и смирением – единственным непогрешимым основанием богоподобной, духовной любви, которая полностью замещает любовь душевно-телесную, биологическую. Как говорили все святые: «Дай кровь и прими дух»!

В этой беде виновата та церковь, которая воспитала ее в таком искаженном понимании высшей христианской добродетели, являющейся только плодом очищения души от всех страстей. Святой Исаак Сирин в таких словах выразил эту мысль Отцов: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей… Но скажешь: не говорил я “люблю”, но “возлюбил любовь”. И это не имеет места, если душа не достигла чистоты… и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит, как свое собственное, однако же, при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»15. Потому свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Многие подвижники,  приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность... Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку (папе — А.О.) Божеские свойства».

3. Протестантизм

Другую крайность, не менее разрушительную, можно видеть в протестантизме. Отвергнув святоотеческое предание, как безусловное требование сохранения истинного учения Церкви, и провозгласив основным критерием веры только Писание (sola Scriptura), протестантизм вверг себя в хаос беспредельного субъективизма в понимании, как Писания, так и любой христианской истины веры и жизни. Лютер отчетливо выразил этот догмат протестантизма: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и собора». Он не увидел, что Библия, предоставленная произвольному толкованию любого отдельного человека или отдельной общины, полностью утратит свою идентичность.

Отвергнув Священное Предание Церкви, то есть учение святых Отцов, и утверждаясь исключительно на личном понимании Писания, протестантизм с самого своего возникновения и до настоящего времени непрерывно распадается на десятки и сотни различных ветвей, каждое из которых ставит своего Христа выше всякой догмы и собора. В результате, видим, как всё чаще протестантские общины доходят до полного отрицания основополагающих истин христианства.

И закономерным следствием этого стало утверждение протестантизмом учения о спасении только верой (sola fide). Лютер, поставив свое истолкование этих слов апостола Павла (Гал. 2:16) выше всякой догмы и собора, открыто провозгласил: «Грехи верующего – настоящие, будущие, а также прошлые, прощаются, потому что покрываются или сокрываются от Бога совершенной праведностью Христа и поэтому не используются против грешника. Бог не хочет вменять, записывать наши грехи на наш счет, а вместо этого рассматривает как нашу собственную праведность праведность Другого, в Которого мы верим», то есть Христа.

Так, протестантская община, созданная спустя 1500 лет после возникновения христианства, исключив, фактически, основную мысль Евангелия: не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21), полностью утратила основы духовной жизни.

Что дает Православие человеку?

Плод же духа: любовь, радость, мир…
Гал. 5:22

Обвинение, что православная вера, обещая человеку будущие небесные блага, в то же время отнимает у него эту жизнь, не имеет под собой никаких оснований и проистекает из полного непонимания Православия. Достаточно обратить внимание лишь на некоторые стороны его учения, чтобы убедиться, какое оно имеет значение для верующего в решении самых серьезных проблем его жизни.  

14 Там же
15 Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 55.

1. Человек перед Богом

Вера в то, что Бог – это любовь, что Он является не наказывающим Судьей, а неизменно любвеобильным Врачом, всегда готовым в ответ на покаяние оказать помощь, дает христианину совсем иное, по сравнению с неверием, самоощущение в окружающем мире, дает твердость и утешение даже в самых трудных обстоятельствах жизни, при самых тяжелых нравственных падениях.

Эта вера избавляет верующего от разочарования в жизни, тоски, отчаяния, от ощущения своей обреченности и гибели, от самоубийства. Христианин знает, что в жизни нет случайностей, что всё происходит по премудрому Закону любви, а не по компьютерной справедливости. Святой Исаак Сирин писал: “Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познаётся на твоих делах…паче Он благ и благостен. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым” (Лук. 6, 35)”16.  Поэтому и тяжелые страдания оцениваются верующим не как рок, неизбежность судьбы или следствие чьих-то происков, зависти, злобы и т.д., но как действие промысла Божия, всегда действующего во благо человека - и вечное, и земное.

Вера, что  Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 1:45), и что Бог всё видит и всех равно любит, помогает верующему избавляться от осуждения, высокомерия, зависти,  вражды, от преступных замыслов и поступков.

Такая вера чрезвычайно помогает и сохраняет мир в семейной жизни своим призывом к снисхождению и великодушному терпению недостатков  друг друга, и учением о том, что супруги  - это единый организм, освященный Самим Богом.

Даже это немногое уже показывает, какую психологически твердую основу в жизни получает человек, имеющий православную веру.

2. Идеальный Человек

В отличие от всех создаваемых в литературе, философии и психологии мечтательных образов идеального человека, христианство предлагает реального и совершенного Человека – Христа. История показала, что этот Образ оказался в высшей степени благотворным для множества людей, следующих Ему в своей жизни. Дерево узнается по плодам. И искренно принявшие Православие, особенно достигшие высокого духовного очищения, лучше всяких слов засвидетельствовали своим примером, что́ оно делает с человеком, как изменяет его душу и тело, ум и сердце, как делает его носителем действительной любви, выше и прекраснее которой в мире временном и вечном ничего не существует. Они открыли миру эту богоподобную красоту души человеческой и показали, кто есть человек, в чем заключается его  истинное величие и духовное совершенство.

Вот, например, как написал об этом святой Исаак Сирин. Будучи спрошен: «Что такое сердце милующее?», он сказал: «Возгорение сердца человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву… с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу… Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим»17.

3. Свобода

Как много и настойчиво говорят и пишут сейчас о страданиях человека от социального рабства, классового неравенства, тирании транснациональных корпораций, религиозных притеснений и т.д. Все ищут свобод политических, социальных, экономических, ищут справедливости и никак не могут найти. И так всю историю без конца.

Причина этой дурной бесконечности заключается в том, что свободу ищут совсем не там, где она есть.

Что более всего мучает человека? Рабство своим собственным страстям: объедению, самолюбию, гордыни, зависти, алчности и т. д. Сколько приходится страдать человеку от них: они нарушают мир, заставляют совершать преступления, калечат самого человека и, тем не менее, о них меньше всего говорят и думают. Примеров такого рабства бесконечное множество. Сколько семей распадается из-за несчастного самолюбия, сколько погибает наркоманов и алкоголиков, на какие преступления толкает алчность, до каких зверств доводит злоба. А сколькими болезнями, награждает себя множество людей своей неумеренностью в пище. И, тем не менее, человек, фактически, не в состоянии избавиться от этих внутри его живущих и господствующих над ним тиранов.

Православное понимание свободы исходит, прежде всего, из того, что главным и первичным достоинством человеческой личности являются не его права писать, кричать и плясать, но его духовная свобода от рабства эгоизму, зависти, лукавству, стяжательству и проч. Тогда только человек сможет достойно и говорить, и писать, и отдыхать, может нравственно жить, справедливо управлять, честно работать. Свобода от страстей означает приобретение им того, что составляет самую сущность человеческой жизни – способность любить другого человека. Без нее, по православному учению, все прочие достоинства человека, в том числе и все его права не только обесцениваются, но и могут становиться орудием эгоистического произвола, безответственности, аморальности, ибо эгоизм и любовь несовместимы.

16 Преподобного отца нашего Исаака Сирина Слова подвижнические. – Москва. 1858. Слово №90.
17 Там же. Сл. 48, с. 299, 300.

Свобода по закону любви, а не сами по себе права, может быть источником истинного блага человека и общества. Апостол Петр, обличая проповедников внешней свободы, очень точно указал на ее подлинное содержание: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2;18-19).

Глубокий мыслитель шестого столетия святой Исаак Сирин называл внешнюю свободу невежественной, поскольку она не только не делает человека святее, не только не освобождает его от гордыни, зависти, лицемерия, алчности и прочих безобразных страстей, но и становится эффективным инструментом развития в нем неискоренимого эгоизма. Он писал: «Невежественная (необузданная) свобода… есть матерь страстей». И потому «неуместной этой свободы конец – жестокое рабство»18.

Православие указывает средства освобождения от такой «свободы» и приобщения к свободе истинной. Достижение такой свободы возможно только  на пути очищения сердца от господства страстей через жизнь по заповедям Евангелия и его духовным законам. Ибо где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). Этот путь проверен бесчисленное множество раз, и не доверять ему - равносильно искать дорогу, закрыв глаза.

4. Законы жизни

Какие премии, ордена, звания и славу получают физики, биологи, астрономы и прочие исследователи материи за открытые ими законы, многие из которых не имеют никакого практического значения в жизни человека. А вот законы духовные, которые ежечасно и ежеминутно влияют на все стороны человеческой жизни, большей частью остаются или неизвестными, или где то на задворках сознания, хотя нарушение их имеет неизмеримо более серьезные последствия, нежели законов физических.

Духовные законы – это не заповеди, хотя они и тесно взаимосвязаны. Законы говорят о самих принципах духовной жизни человека, заповеди же указывают на конкретные дела и поступки.

Вот некоторые из законов, о которых сообщает Священное Писание и святоотеческий опыт.

  • «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Эти слова Христа говорят о первом и важнейшем духовном законе жизни - о необходимости для человека поиска ее смысла и следования ему. Смыслы могут быть разными. Однако, основной выбор у человека происходит между двумя. Первый – вера в Бога, в неуничтожимость личности и, следовательно, необходимости стремления к достижению вечной жизни. Второй – вера, что со смертью тела наступает вечная смерть личности и, следовательно, весь смысл жизни сводится к достижению максимума благ, которые не только в любой момент, но и непременно, как и сама личность, будут уничтожены.

Христос призывает искать Царства Божия - того, что не зависит ни от каких треволнений этого мира, поскольку вечно. Оно находится внутри, в сердце человека (Лк.7:21), и приобретается, прежде всего, чистотой совести в соответствии с заповедями Евангелия. Такая жизнь открывает человеку вечное Царство Божие, о котором так писал переживший его апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Так познается и приобретается тот совершенный смысл жизни, который именуется Царством Самого Бога.
  • Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12). Это один из самых насущных законов, касающийся повседневной жизни каждого человека. Христос разъясняет его: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 37, 38). Понятно, какое огромное нравственное значение имеет этот закон. Но важно и другое, что это не просто призыв к проявлению человеколюбия, но именно закон человеческого бытия, исполнение или нарушение которого, как и любого закона природы, влечет за собой соответствующие последствия. Апостол Иаков предупреждает: суд без милости не оказавшему милости (Иак.2:13). Апостол Павел пишет: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Потому свт. Иоанн Златоуст, призывая к неуклонному исполнению этого закона любви, произнес замечательные слова: «Наше только то, что мы дали другим».

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12) – закон, которым утверждается прямая зависимость силы любви в человеке, а, следовательно, и его счастья, от его нравственного состояния. Безнравственность уничтожает в человеке чувство любви, сострадания, великодушия к другим людям. Но не только это происходит в таком человеке. К. Юнг писал: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые темные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям»19. Подобное же происходит и с обществом, в котором под флагом свободы и прав человека сатанистами пропагандируется аморальность, жестокость, алчность и тому подобное. Развращенность и утрата идеи любви в общественной жизни привела многие цивилизации, гордящихся своим могуществом и богатством, к полному разрушению и исчезновению с лица земли. Происходило то, о чем страдал еще праведный Иов: Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма (Иов. 30:26). Эта участь грозит и современной американизированной культуре, о которой замечательный современный подвижник о. Серафим (Роуз,+1982) писал: «Мы же на Западе живем в «райском заповеднике» для «идиотов», которому вот-вот придет конец»20.

18 Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 71, с.519-520.
19 Юнг К. Психология бессознательного. – М., 2003. (См. с. 24–34).
20 Иером. Дамаскин Христенсен. Не от мира сего. М. 1995. С. 867.

  • Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12). По этому закону, хвалящийся своими достоинствами и успехами, жаждущий славы, власти, почета и проч., видящий себя лучше других, непременно будет унижен. Свт. Григорий Палама в следующих словах выражает эту мысль: «… искатели человеческой славы и всё ради неё делающие получают скорее бесславие, чем славу, потому что всем не угодишь»21. Схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Всегда так бывает, что кто сделает с тщеславием, жди бесславия»22.  Напротив, скромность всегда вызывает уважение к человеку и уже этим возвышает его.

  • Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5:44), - говорит Господь. Этот закон утверждает, что человек, принимающий славу из уст льстивых, жаждущий ее, теряет веру.

В настоящее время в церковной среде публичные восхваления друг друга, особенно священноначалия, становятся, своего рода, нормой. Это откровенно антиевангельское явление расползается как рак, ему не ставится, фактически, никакой преграды. Но, по слову Самого Христа, оно убивает веру. Прп. Иоанн в своей знаменитой Лествице пишет, что только равноангельный может без вреда для себя вынести похвалу человеческую. Принятие ее парализует духовную жизнь человека. Его сердце, по слову прп. Иоанна, впадает в окамененное нечувствие, которое  проявляется в охлаждении и рассеянности в молитве, потере интереса к изучению святоотеческих творений, молчании совести при совершении греха, пренебрежении к заповедям Евангелия. Такое состояние может вообще уничтожить веру в христианине, оставив в нем лишь одну пустую обрядность и лицемерие.

  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) формулирует один из важнейших законов христианской аскетики: “По непреложному закону подвижничества обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам23.

Для христианина, особенно решившегося вести более строгую жизнь, знание данного закона имеет первостепенное значение. Многие, не понимая его, думают, что главным зна́ком духовности является всё большее переживание благодатных ощущений и приобретение христианином даров прозрения, чудотворения. Но это, оказывается, глубокое заблуждение. «…первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением»”24. Прп. Петр Дамаскин объясняет, что при правильной духовной жизни “ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья”25.  Св. Исаак Сирин подчеркивает: «Блажен человек, который позна́ет немощь свою, потому что это познание делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни»26, то есть всех прочих благодатных даров. Отсутствие же сознания своей греховности и искание благодатных наслаждений неминуемо приводит верующего к самомнению и бесовской прелести. «Смрадное море между нами и духовным раем, - пишет св. Исаак, - можем переплыть только на ладьи покаяния»27.

  • Св. Исаак Сирин, говоря об условии достижения человеком высшего состояния – любви, указывает на еще один закон аскетики.  «Нет способа, - говорит он, - возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей. Кто говорит, что не препобедил страстей, и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит»28. «Не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мiр сей»29.

Речь здесь идет не о естественной любви, которую может иметь и переживать любой человек, но об особом богоподобном состоянии, которое пробуждается только при очищении души от греховных страстей. Св. Исаак описывает ее в таких словах: это «возгорение сердца человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву… с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу… Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим»30.

Незнание этого закона приобретения любви приводило и приводит многих подвижников к самым печальным последствиям. Многие из аскетов, не увидев своей греховности и поврежденности человеческой природы и не смирившись, возбуждали в себе мечтательную,  кровяную, естественную любовь к Христу, не имеющую ничего общего с Божественной любовью, даруемой Духом Святым только достигшим чистоты сердца и истинного смирения31. Возомнив о своей святости, они впадали в самомнение, гордость и нередко психически повреждались. Им начинались видения «христа», «богоматери», «святых». Иным «ангелы» предлагали нести их на своих руках и они падали в пропасти, колодцы, проваливались под лед и погибали. Печальным примером последствий нарушения этого закона о любви являются многие католические аскеты, которые оставив опыт великих святых, доводили себя до настоящих романов с «христом».

21 Свт. Григорий Палама. Триады… М. Изд. «Канон». 1995. С. 8.
22 Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. – Клин. 2004. – С. 206.
23 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 334.
24 Там же.
25 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. Киев. 1902. С. 33.
26 Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. – Слово №61.
27 Там же. - Слово №83.
28 Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. - Слово №55.
29 Там же. - Слово №48.
30 Там же. Слово №55.
31 См., напр., свт. Игнатий (Брянчанинов). О прелести. Слово о страхе Божием и о любви Божией. О любви к Богу. Творения. М. 2014. Т.1. 
  • Откуда возникают у человека радости и скорби? Посылает ли их каждый раз Бог или это происходит иначе? Отвечает на эти волнующие вопросы еще один духовный закон жизни. Его отчетливо выразил прп. Марк Подвижник: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона».

По этому закону всё происходящее с человеком (народом, человечеством) является естественным следствием его добрых или злых дел, а не посылаемых каждый раз Богом по особенному назначению наградами или наказаниями, как думают некоторые, не знающие духовного закона32.

Что значит «естественным следствием»? Духовно-телесная природа человека, как и всего сотворенного Богом, устроена совершенным образом, и правильное отношение к ней человека дает ему благоденствие и радость. Грехом же человек ранит свою природу и естественно «награждает» себя различными болезнями и скорбями. То есть не Бог за каждый грех наказывает человека, посылая ему разные беды, но сам человек грехом  ранит свою душу и тело. Господь же предупреждает его об этой опасности и предлагает Свои заповеди для исцеления от нанесенных ран. Святой Исаак Сирин, поэтому и называет заповеди лекарством: «Что врачевства для больного тела, то заповеди для страстной души»33. Таким образом, исполнение заповедей оказывается естественным средством исцеления человека – и, напротив, их нарушение также естественно влечет за собой болезни, скорби, страдания.

Этот закон объясняет, что при бесконечном множестве совершаемых людьми разнообразных поступков не Бог каждый раз специально посылает им наказания и награды, но что это по установленному Богом закону является естественным следствием дел самого человека.

Апостол Иаков прямо пишет о обвиняющих Бога, что Он посылает скорби человеку: в искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13, 14). Многие святые, например, преподобные Антоний Великий, Иоанн Кассиан Римлянин, святитель Григорий Нисский и др. подробно изъясняют это.

32 Прп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. Сл.5. С.190.
33 Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Слово 55.

Видео

Что такое христианство? (Храм Димитрия Донского. Москва, 2014.12.21)

01:36:41
49 557

Вера и жизнь (Екатеринбург, 2013.12.05)

01:48:59
88 865

Слава Богу за всё (Фрязино, 2014.03.28)

01:31:42
450 738

С чего начинается Православие? (Вновь поступившим в МДАиС, 2002)

01:36:13
18 055

Что такое Православие? (Долгопрудный, 2015.11.28)

01:53:27
38 249

Аудио

Что такое христианство? (Храм Димитрия Донского в Северном Бутово, 2014.12.21)
01:36:11 2738
Вера и жизнь (Екатеринбург, 2013.12.05)
01:49:09 51429
Слава Богу за всё (Фрязино, 2014.03.28)
01:31:24 1630
Что Православие даёт человеку? Ч.2 (МПДА, 2015.05.12)
01:17:58 8266
Что Православие даёт человеку? Ч.1 (МПДА, 2015.05.12)
01:10:05 10489
С чего начинается Православие? (Вновь поступившим в МДАиС, 2002)
01:35:57 4467
Что такое Православие? (Долгопрудный, 2015.11.28)
01:53:09 19162

Публикации

Зачем современному человеку христианская религия?


Дерево узнаётся по плодам, а в каждой религии таковыми плодами являются её святые, поскольку именно они показывают тот идеал, к которому она призывает человека. Потому верны слова: каковы святые, такова и религия. И стоит только посмотреть на наших святых: Киево-Печерских, Радонежских, Саровских, Оптинских и др., чтобы увидеть, какую красоту души человеческой, не говоря уже об их бесчисленных чудесах и знамениях, открывает Православие!

  14564читать

Бог


Представление о Боге является одним из тех вопросов, который всю историю разделял народы и религии. В настоящее время он приобретает новую остроту в связи с идеей создания единой всемирной религии и продолжающейся атеизацией т. н. цивилизованного общества. В книге затронуты многие вопросы, связанные с православным пониманием этой большой темы. 

Книга рассчитана на широкий круг читателей.


Скачать ::: PDF | DOC АУДИОКНИГА

  434885читать

Путь разума в поисках истины


Эта книга является не просто учебным пособием для учащих и учащихся православных богословских учебных заведений. Она затрагивает вопросы, которые беспокоят сейчас многих людей, ищущих смысла жизни и пытающихся найти себя в безбрежном море современного религиозного плюрализма. Православный взгляд на различные стороны человеческой жизни и деятельности, предлагаемый в книге, поможет читателю лучше понять христианство, его отношение к миру и назначение человека.


Скачать ::: DOC

  164960читать
|